Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Исследовательская деятельность учащихся начальных классов

Исследовательская деятельность учащихся начальных классов

Дети по природе своей исследователи и активно участвуют в различных исследовательских делах. А становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.
Одним из важных моментов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности, открытии способов решения учебных задач и способов получения знаний самостоятельно, с помощью учителя, родителей или при участии сверстников.
Задача учителя – организовать исследовательскую деятельность учащихся, поставить их в такие условия, какие бывают у ученого в момент открытия нового знания, понятий, законов.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и "заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силы, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Учитель родителям даёт возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, готовят их к защите своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Конечным результатом является представление своих работ в программе PowerPoint и защита на научной конференции «Первые шаги». Т.о. наши исследователи – потенциальные участники научной конференции «Горизонты науки» (для учащихся 5 – 11 классов).
Темы исследований могут быть теоретическими (реферативные) – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов содержащихся в разных книгах, фильмах и других источниках или экспериментальными – т.е. темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.
Общие цели исследовательской деятельности:
развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
развитие умений работать с информацией, формулировать пробле­мы и находить пути их решения;
развитие критического мышления;
воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении, действиях.
Исследовательские (экспериментальные) работы имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет исследования, гипотеза, цель, задачи, работа с научной литературой, поиск ответов на вопросы, обсуждение результатов, выводы, подготовка к защите и защита работы.
Первоначально следует выбрать тему исследования, поставить гипотезу. Слово «гипотеза» - происходит от древнегреческого hypothesis – рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются словами: предположим, допустим, возможно и т.п.
Далее необходимо определить цель исследования, т.е. ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Затем намечаются подтемы (план) и проводятся исследования.
А как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Рекомендации исследователю:
Подумай самостоятельно.
Спроси у других людей. Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь. Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает нечто очень важное о том, что ты изучаешь.
Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: кратко, точно, доступно обо всём. Поэтому посети библиотеки.
Веди наблюдение – это доступный способ добычи новых знаний. Для наблюдения человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения.
Самый главный метод познания в большинстве наук – это эксперимент или опыт. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Фильмы бывают научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике знаний! Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования.
Компьютер – верный помощник современного исследователя. Через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. С помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников. Кроме Интернета, звуковую, графическую и видеоинформацию можно найти на компакт-дисках.
Без вывода работа будет не закончена.
В конце работы прилагается список литературы.
Рассмотрим эту структуру на примере проекта «Зима – покой природы…» (учебник А.А. Вахрушева «Окружающий мир», 1 класс).
Во 2-3 классах мы продолжили проведение экспериментов и представили их в виде исследовательских работ с презентациями («Влияние среды на развитие растения из семени», эта работа заняла одно из первых мест на школьной конференции «Первые шаги» в 2010г.; «Волшебная герань»- как получить духи из герани; «Плакса из лесов реки Амазонки»- наблюдение за растением монстера и изучение его листа под микроскопом.
В 4-ом классе продолжена начатая работа в кружке «Исследовательская работа». Целью курса является формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных). Задачи курса: Ø развитие мотивации к процессу получения знаний; Ø ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, с методами исследований; Ø формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат Ø развитие творческого, критического мышления, расширение кругозора учащихся; Ø развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся Ø воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические.

Категория: Мои статьи | Добавил: amsibp (16.03.2013)
Просмотров: 1442 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: